Microsoft SharePoint 2010 позволил компании подняться выше в Магическом Квадранте Gartner и фактически стал самой широко используемой платформой, ориентированной на документы и взаимодействие.
Эта новость породила во мне вопрос, ответить на который я попробую в серии статей. А вопрос такой: "Может ли MS SharePoint поддержать реализацию стратегии, основанной на управлении знаниями?" Может ли ECM-система стать ядром системы управления знаниями (СУЗ)? Каких дополнительных усилий это потребует от организации? И что же такое замечательное есть в MS SharePoint, что позволило выйти в лидеры?
Вопросов много, и если отвечать, то ответы займут не одну страницу текста. Для себя я ответил на эти вопросы еще пару лет назад, когда мы вместе с моим научным руководителем включили изучение этого инструмента (скорее, ознакомление с ним) в курс "Проектирование систем управления знаниями". Теперь, спустя годы я попробую снова ответить на эти вопросы и, надеюсь, теперь ответы будут более обоснованными.
Итак, в первой части попробуем определить место ECM в системе управления знаниями. Начать же, пожалуй, следует с определений. СУЗ призвана сместить акценты в организации: обеспечить ведущую роль знаний для добавления ценности конечному продукту. Как следствие, это повысит удовлетворенность конечного клиента и конкурентоспособность компании.
Если говорить о СУЗ как о системе, то она, конечно, будет включать в себя несколько элементов:
Если говорить о СУЗ как о системе, то она, конечно, будет включать в себя несколько элементов:
- люди (и это не только персонал компании, но и клиенты, службы управления знаниями, CKO, эксперты, сообщества и прочие организации),
- знания организации (сведения, информация и данные в контексте ИТ, формализованные и неформализованные, а также опыт, цели и мотивы людей, способствующие более эффективному или результативному выполнению бизнес-процессов)
- IT (комплекс информационно-коммуникационных технологий, включая программное обеспечение, сети и технические средства),
- а также организационные процедуры (при этом речь идет как о регламентах и инструкциях, связанных с сохранением в корпоративной памяти ключевых знаний, так и о политике, методах создания нового знания, то есть обо всём, что так любят "ЭйчАры").
Всё множество элементов подчиняется единым целям и задачам, формализованным в стратегии компании, политике в области управления знаниями. Должно подчиняться этим целям и ИТ-решение, на основе которого строится СУЗ. Кроме того, оно должно обеспечивать связи между формализованными (и неформализованными) знаниями и людьми в них заинтересованными, поддерживать выполнение организационных процедур и быть направленным на организацию сотрудничества при создании нового знания.
Gartner определяет ядро ECM-решения как набор компонент для управления документами, веб-контентом, записями, образами документов, социальным контентом и бизнес-процессами. Я специально выделил ключевые с точки зрения управления знаниями компоненты:
Конечно, можно собрать свой комплекс ИТ-инструментов (ICQ или Skype, общие папки на файл- или даже web-сервере, google-docs, бесплатный форум или блог на том же google), поддерживающих процессы управления знаниями в организации, но если нужно обеспечить стабильную работу средних размеров компании, то такое децентрализованное решение может плохо сказаться не только на процессах управления знаниями, но и на деятельности всей компании в целом.
Gartner определяет ядро ECM-решения как набор компонент для управления документами, веб-контентом, записями, образами документов, социальным контентом и бизнес-процессами. Я специально выделил ключевые с точки зрения управления знаниями компоненты:
- Документы - это основной вид источников формализованных знаний, управление (контроль, хранение) которыми необходимо для эффективного управления знаниями;
- Управление веб-контентом - особые механизмы представления знаний и коммуникации между пользователями, обусловленные использованием интер(интра-, экстра-)нет решения, значительно повышающими потенциал СУЗ;
- Социальный контент - ранее компонент носил название "document collaboration", что приблизительно можно перевести как "взаимодействие, базирующееся на создании и использовании документов", но сейчас системы класса ECM должны обеспечивать гораздо более широкое взаимодействие и создание разнородного контента с использованием wiki, блогов, видео и т.д.как проектными группами, так и более широкой, независимой аудиторией;
- Управление бизнес-процессами - этот компонент (наверно, самый неочевидный в списке) призван обеспечить эффективное выполнение поддерживающих процессов (например, согласование и обработка документов) и назначение задач за счет средств моделирования, выполнения, контроля и анализа.
Конечно, можно собрать свой комплекс ИТ-инструментов (ICQ или Skype, общие папки на файл- или даже web-сервере, google-docs, бесплатный форум или блог на том же google), поддерживающих процессы управления знаниями в организации, но если нужно обеспечить стабильную работу средних размеров компании, то такое децентрализованное решение может плохо сказаться не только на процессах управления знаниями, но и на деятельности всей компании в целом.
3 комментария:
Интересно, хотя бы потому, что я SharePoint никогда не видел в глаза, но наслышан очень. Но всё же, чем уникальным обладает SP, за исключением магической приставки-клейма Microsoft? Пока не ясно. Неужели другие решения, хотя бы те, что соседствуют с SP в одном квадранте не обеспечивают тот же функционал? Может Microsoft в лидерах не столько из-за свойств продукта, сколько благодаря успешным решениям своих продажников и маркетологов? Не думаю, что другие решения хуже. Но ваш пост всё равно полезен и интересен, и жду продолжения.
Василий, просмотрел все ваши немногочисленные записи... КРУТО!!! Bs просто молодец! А как студенты включились в обсуждение вопроса ARIS vs. MS Visio. К стати, состояние блога подтверждает мысль о вторичности технологий. Без человека, вернее его идей и действий, софт и хард становится бесполезным. Бухгалтерию несколько сотен лет вели при помощи бумаги, пера/ручки и счётов. 1С:Бухгалтерия позволила значительно упростить процессы и ускорить работу бухгалтера, т.е. деятельность бухгалтера стала ЭФФЕКТИВНЕЙ. И менеджмент знаний можно осуществлять без специализированных программно-технических комплексов, суть в том, что они делают работу работника знаний эффективней.
Кстати, Василий, могу ли я Вас попросить порекомендовать литературу или другие источники по тем вопросам к дисциплине, которые вы указали в одном из постов? У меня есть книги по МЗ хорошие и не очень, но на некоторые вопросы я и сейчас затруднился бы ответить. Строил бы одни догадки.
Спасибо, Евгений! Я прежде всего говорю студентам о том, что УЗ это больше менеджмент и HR, чем IT.. Однако в силу специфики специальности "Прикладная информатика" ждут от меня студенты все же ИТ-решений.. Поэтому, что касается SharePoint, то в следующих постах я постараюсь представить свой опыт работы с этим инструментом и переосмыслить новые материалы Gartner.. И их успех, думаю, не только в маркетинге, конечно.. ) Появилась идея представить обзор своей библиотеки по KM в виде поста - иначе очень большой комментарий получится ) А если кратко, то это П. Сенге, Нонака и Такеучи, Брукинг, Свейби + материал по AI, онтологическому инжинирингу..
Отправить комментарий